Интеллектуальные тесты для детей

2013/09/11 | Семья и дети

Для детей 5 лет
Для чего необходимо тестировать ребенка?

Прежде всего, Вам нужно определить, соответствует ли уровень развития Вашего малыша нормам, характерным для детей его возраста. И если ребенок в эти нормы не вписывается – это уже сигнал тревоги и нужно определить причину, по которой это произошло. Вероятнее всего она заключается в том, что ребенку недостаточно уделяли внимания в плане развития его эрудиции и творческо-интеллектуальных способностей, и этот пробел как раз и восполнит наш тренинг. Но причина, по которой ребенок отстает от своих сверстников, может быть и более серьезной и тогда потребуется уже вмешательство и консультации работающих с детьми специалистов: детского психолога или врача-педиатра.

Во-вторых, каждый ребенок идет по своему, индивидуальному пути развития, и поэтому его способности могут быть в различной степени развиты – что-то сильнее, что-то слабее. А наличие у ребенка отдельных недостаточно раскрытых способностей, даже если в целом он совсем не плохо развит, может послужить причиной серьезных затруднений при обучении в школе, да и в жизни вообще, из этого следует, что любые  задержки развития необходимо выявить, тем быстрее и эффективнее их можно устранить, занимаясь с малышом дополнительно.

В третьих, периодически проводимое тестирование покажет, насколько эффективно развивается ребенок в процессе занятий. Сравнение результатов тестов, полученных до занятий, с результатами последующего тестирования покажет, произошли ли изменения к лучшему в развитии малыша.

Готовимся к тестированию

Приводимые ниже тесты от «Дома советов» рассчитаны на детей пятилетнего возраста. Подготовьте малыша, представив все в виде интеллектуальной игры. Продолжать можно только после согласия ребенка. Ни в коем случае нельзя заставлять его тестироваться или заниматься против его желания, иначе Вы убьете интерес, а именно он выполняет роль ведущего мотива во всей системе занятий. Заранее приготовьте все тестовые материалы и сами внимательно ознакомьтесь с инструкцией теста.

При тестировании не делайте ребенку намеков или подсказок на ответ, не разъясняйте задание больше, чем содержится в «Инструкции для детей», так как в этом случае Вы невольно будете направлять малыша по правильному пути, что исказит результаты. После объяснения условий теста, дайте ему какую-то команду, к примеру «Начали!»

 

Интеллектуальные тесты от http://www.domsovetof.ru

Тест № 1 «Узнай картинку»

Тест выявляет уровень развития мыслительной операции сравнения свойств предмета с эталоном (сравнение по форме предмета).

Тестовый материал

Вам понадобится большой картонный лист (А-4 или А-3), разграфленный на таблицу, состоящую из 15-ти отделений. В каждое отделение вклейте карточку соответствующего размера, с изображенным на ней предметом. Предметы могут быть следующие: коляска, морда собаки, автомобиль, трактор, сапог или любые другие, похожие по форме на фигуру двух прямоугольников, соединенных под прямым углом; гитара, матрешка, груша, лампочка, жук или любые другие, похожие по форме на фигуру двух овалов, расположенных один над другим; и, наконец, утюг, елка, морковь, юла, желудь или любые другие, похожие на треугольник. Далее сделайте по пять одинаковых карточек трех изображенных выше фигур.

Всего должно получиться 15 карточек, одинакового размера с квадратиком каждого отделения таблицы, в которых помещены рисунки предметов.
Разложите все карточки на три стопки. Ребенок должен накрыть карточками картинки в таблице так, чтобы изображенная на карточке фигурка была похожа по форме на предмет, изображенный на накрываемой картинке. Предложите сначала разложить малышу все карточки и изображением одной фигурки, например, треугольника, затем второй, и уже потом – третьей.

Инструкция для ребенка

Посмотри на листочек, где нарисованы разные предметы. Вот пять карточек, на которых нарисована одна и та же фигурка. Возьми эту карточку с фигуркой и внимательно посмотри на картинки и на нее. Найди картинки, которые больше похожи на фигурки, и накрой их этими карточками. Когда накроешь все рисунки, возьми вот эти карточки, где нарисована другая фигурка и точно так же накрой все похожие на нее рисунки. Потом возьми третью стопку карточек, с третьей фигуркой, и накрой все картинки, на нее похожие.

Оценка результатов

За каждую правильно накрытую картинку начисляется 1 балл. Если все карточки разложены правильно, начисляется максимальный результат – 15 баллов. Карточки, положенные неправильно, считаются ошибкой. Цена одной ошибки также – 1 балл. Оценка ребенка, это разница между максимальным баллом (15) и количеством допущенных ошибок. Допустим, если неправильно положены 6 карточек, то его результат – 9 баллов (15 – 6 = 9).
Высокий уровень: 13 – 15 баллов;
Средний уровень: 9 – 12 баллов;
Низкий уровень: 0 – 8 баллов.

Тест № 2 «Запомни слова»

Этим тестом проверяется слуховая вербальная (словесная) память.

Вам нужно заранее записать 10 слов, не связанных по смыслу и обозначающих названия знакомых детям предметов. Например: глаз, груша, береза, лев, тарелка, стул, портфель, ботинок, очки, курица.
Слова произносите не спеша, в одном и том же темпе. После внятно и громко прочитанного слова следует пауза в 2-3 секунды. Следите за тем, насколько внимательно малыш слушает слова, часто ли отвлекается, старается ли запомнить. Не нужно делать никаких замечаний. И только уже после выполнения теста обсудите вместе с ребенком, что ему помогало, а что мешало запомнить слова.

Инструкция для ребенка

Внимательно выслушай слова, которые я сейчас прочитаю и постарайся их запомнить. А после того, как я закончу читать, назовешь те слова, которые получилось запомнить.

Оценка результатов

Засчитывается количество правильно произнесенных слов, независимо от последовательности. За каждое слово – 1 балл. Максимальный результат – 10 баллов.

Высокий уровень – 6 – 10 баллов;
Средний уровень – 4 – 5 баллов;
Низкий уровень – 1 – 3 балла.

Тест № 3

«Расскажи про предметы»

Данная методика призвана оценить степень владения ребенком определенными общими понятиями.

Тестовый материал

Приготовьте различные предметы, известные малышу, к которым применимы следующие понятия:

Форма:- круг; — квадрат;
— прямоугольник; — треугольник
— овал;

Пространственные отношения:

— близко – далеко; (ближе – дальше) — между;
— слева – справа; — на – под;
— низко – высоко; (ниже – выше) -спереди – сзади;
— в центре – в углу

Количественные отношения

— полный – пустой;
— меньше – больше;
— полный – пустой;

Величина

— высокий – низкий; (ниже – выше)
— маленький – большой; (меньше – больше)
— узкий – широкий; (уже – шире)
— тонкий – толстый; (тоньше – толще)

Временные отношения

— молодой – старый; (моложе – старше)
— поздно – рано; (позже – раньше)
— времена года: весна, зима, осень, лето;
— ночь – день;
— вечер – утро;
— завтра – вчера – сегодня;

 

Инструкция

С помощью данного теста Вы сможете проверить, знаком ли ребенок с вышеперечисленными основными понятиями. При проверке показывайте ребенку знакомые ему предметы и задавайте вопросы, применяя перечисленные понятия: «Сейчас мы поиграем в одну игру. Я буду задавать тебе каверзные вопросы, а ты подумай и на них ответь. Только не спеши и отвечай повнимательнее»

Затем, поставив перед ребенком две чашки – одну с водой, а другую пустую, даете ему задание: «Покажи полную и пустую чашку». После показываете ребенку вырезанные из цветного картона или нарисованные геометрические фигуры: овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Вопрос к малышу: «Назови, как называются эти фигурки?»

Демонстрируете ребенку два предмета, разные по высоте, ширине или размеру. Ребенок должен назвать, какой предмет шире, выше, больше и т. д.
Показываете малышу, к примеру, три камешка и пять ракушек. Вопрос к ребенку: «Каких предметов меньше, а каких больше?»

Ставите перед ребенком три игрушки, к примеру, зайку, медвежонка, белочку. Малыш должен ответить на вопрос, какая игрушка находится между двумя другими. Затем переставляете игрушки местами, располагая их на разном расстоянии от ребенка и друг друга, потом – по разные стороны от него, далее – ставите одну игрушку ниже, другую выше, задавая при этом малышу вопросы: «Какая игрушка выше (справа, дальше), а какая – ниже (слева, ближе). Таким образом вводите в беседу все перечисленные пространственные понятия.

Раскладываете игрушки или предметы в разных частях комнаты. Ребенок отвечает на вопрос, какие предметы лежат в центре комнаты, а какие – по углам.
Указываете на 4 разных игрушки, лежащие «под», «сзади», «спереди» и «на» стульчике. Спрашиваете у малыша, какая игрушка находится под (на, сзади, спереди) стульчиком.

Спрашиваете у ребенка о времени суток: «Что сейчас: утро, день или вечер?»; «А когда на улице темно – ночью или днем?»
— «Какие ты знаешь времена года? Какое время года сейчас? А что идет после него? Какое время года наступает после осени (весны, зимы, лета?»
— Кто старше – отец или его дочь? А кто из них моложе?
— Сейчас мы будем смотреть мультик, а на следующий день поедем в гости. Когда мы посмотрим мультик (поедем в гости) – сегодня, вчера или завтра? Что мы будем делать раньше, а что позже: идти в гости или смотреть мультик?
Таким образом в беседу должны быть введены все перечисленные понятия. Всего должно быть 24 вопроса.

Оценка результатов

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл. Максимально возможный результат – 24 балла.

Низкий уровень – 0 – 16 баллов;
Средний – 17 – 21 балл;
Высокий уровень владения общими понятиями – 22 – 24 балла.

А, для взрослых предлагаем психологические тесты

Рекомендую статьи про развивающие игры для детей от года до 2-х лет и про игры для детей от 2-х до 4-х лет.

Лана Озерова

Leave a Reply